Рабочая программа по физике
10 класс (базовый уровень)
- Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Физика 10 класс» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы среднего (полного) общего образования по физике 10-11 классы базовый уровень.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 учебных часов для обязательного изучения физики на базовом уровне в 10-м классе из расчёта 2 ч в неделю.
В соответствии с этим:
- количество учебных недель 35
- количество плановых контрольных работ 7
- количество плановых лабораторных работ 12
Все плановые контрольные и лабораторные работы подлежат оцениванию.
Цели изучения физики
Изучение физики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели; применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
- Планируемые результаты
Данная рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для школьного курса являются:
Познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, Солнечная система, галактика, Вселенная;
- смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
- смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь
- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
- отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; что физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
- приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
- оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
- рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Рубрика “Знать/понимать” включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физических понятий, физических величин и законов, принципов и постулатов.
Рубрика “Уметь” включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять результаты наблюдений и экспериментов, описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости, применять полученные знания для решения физических задач, приводить примеры практического использования знаний, воспринимать и самостоятельно оценивать информацию.
В рубрике “Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни” представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
- СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ФИЗИКИ 10 КЛАССА
ФИЗИКА И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов[1]. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.
МЕХАНИКА
Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.
Проведение опытов, иллюстрирующих проявление принципа относительности, законов классической механики, сохранения импульса и механической энергии.
Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для использования простых механизмов, инструментов, транспортных средств.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА
Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел.
Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
Проведение опытов по изучению свойств газов, жидкостей и твердых тел, тепловых процессов и агрегатных превращений вещества.
Практическое применение в повседневной жизни физических знаний о свойствах газов, жидкостей и твердых тел; об охране окружающей среды.
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток. Закон Ома для полной цепи.
Объяснение устройства и принципа действия технических объектов, практическое применение физических знаний в повседневной жизни: для безопасного обращения с домашней электропроводкой, бытовой электро- и радиоаппаратурой.
Тематическая таблица
№ п/п
|
Тема
|
Общее количество часов по примерной программе
|
Общее количество часов по рабочей программе
|
1
|
Введение
|
4
|
4
|
2
|
Механика
|
32
|
32
|
|
Кинематика
|
|
11
|
|
Динамика
|
|
10
|
|
Статика
|
|
1
|
|
Законы сохранения в механике
|
|
10
|
3
|
Молекулярная физика. Термодинамика.
|
27
|
27
|
|
МКТ. Свойства газов.
|
|
8
|
|
Основы термодинамики
|
|
10
|
|
Свойства твердых тел. Свойства жидкостей.
|
|
9
|
4
|
Электродинамика
|
35 (7ч в 10 кл и 28 ч в 11 кл)
|
7
|
|
Электростатика
|
|
3
|
|
Законы постоянного тока
|
|
4
|
|
Всего
|
70
|
70
|
Сводная таблица по видам контроля
Виды контроля
|
1 четверть
|
2 четверть
|
3 четверть
|
4 четверть
|
Год
|
Административный контроль
|
|
|
|
|
|
Количество плановых контрольных работ
|
|
|
|
|
|
Количество лабораторных работ
|
|
|
|
|
|
Других видов работ
|
|
|
|
|
|
Экскурсий
|
|
|
|
|
|
Итоговый контроль проводится в форме контрольной работы после изучения разделов:
- Контрольная работа № 1 «Кинематика»
- Контрольная работа № 2 «Динамика»
- Контрольная работа № 3 «Законы сохранения в механике»
- Контрольная работа № 4 «Газовые законы»
- Контрольная работа № 5 «Основы термодинамики»
- Контрольная работа № 6 «Свойства твердых тел, жидкостей и газов».
- Контрольная работа № 7 «Законы постоянного тока»
|
Лабораторные работы
|
-
|
Лабораторная работа № 1 «Измерение ускорения свободного падения»
|
-
|
Лабораторная работа № 2 «Исследование движения тела под действием постоянной силы»
|
-
|
Лабораторная работа № 3 «Изучение движения тела по окружности под действием силы упругости и силы тяжести»
|
-
|
Лабораторная работа № 4 «Исследование упругого и неупругого столкновений тел»
|
-
|
Лабораторная работа № 5 «Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости»
|
-
|
Лабораторная работа № 6 «Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела»
|
-
|
Лабораторная работа №7 «Измерение относительной влажности воздуха»
|
-
|
Лабораторная работа № 8 «Измерение удельной теплоты плавления льда»
|
-
|
Лабораторная работа № 9 «Измерение поверхностного натяжения жидкости»
|
-
|
Лабораторная работа № 10 «Измерение электрического сопротивления с помощью омметра»
|
-
|
Лабораторная работа № 11 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»
|
-
|
Лабораторная работа № 12: «Измерение элементарного заряда»
|
[1] Жирным курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
|